Бухгалтерский и налоговый учет по гарантийному ремонту |
13.06.2018 15:37, 2990 просмотров | ||||||||||||||||||||||||
Организацией по гарантийному случаю, предусмотренному договором поставки, принята от покупателя на ремонт реализованная готовая продукция. После проведения ремонта продукция возвращена покупателю. Как отразить указанную ситуацию в бухгалтерском и налоговом учете предприятия? Ответ Если на реализованную готовую продукцию (далее – товар) установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п.3 ст.447 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Таким образом, обязанность устранения продавцом недостатков товара, обнаруженных в течение гарантийного срока, установлена законодательством. Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК). Для подтверждения обоснованности затрат и их размера у организации-продавца должны быть в наличии все первичные бухгалтерские документы, подтверждающие дату приобретения товара покупателем; заключение специализированной ремонтной организации о том, что дефект не возник по вине покупателя; документы на оказание услуг по диагностике и ремонту, а также подтверждающих стоимость этих услуг. Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст.131 НК. Статья 131 НК не содержит такого вида затрат, как затраты на ремонт товаров в течение гарантийного срока. Понесенные расходы на ремонт товара в период гарантийного срока связаны непосредственно с деятельностью организации. Следовательно, организация вправе затраты на ремонт включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При этом не имеет значения, как организация проводит ремонт - собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Требования покупателя, связанные с ненадлежащим качеством товара, возмещением убытков, передаются продавцу в письменной форме с приложением необходимых документов, обосновывающих эти требования документами (справка мастерской гарантийного ремонта, паспорт (гарантийный талон) на товар и т. д.). Таким образом, у организации-продавца для отражения расходов на гарантийный ремонт, возврат или замену товар должны быть в наличии все необходимые документы. Расходы по ремонту продукции Организации в течение гарантийного срока рекомендуется учитывать на отдельном субсчете счета 20 «Основное производство» либо счета 25 «Общепроизводственные затраты». В бухгалтерском учете Организации операции по возврату и ремонту товара в течение гарантийного срока собственными силами (в случае возврата отремонтированного товара) отражаются следующими записями:
|