Начисление заработной платы без применения единой тарифной сетки

02.11.2012 13:01, 15426 просмотров

Предприятие не применяет Положение по оплате труда и распределение по единой тарифной сетке.

Возможно ли начисление заработной платы без применения единой тарифной сетки, а также без штатного расписания?

Ответ

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 N 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ №181) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников. Таким образом, в настоящее время законодательство о труде предоставляет нанимателю негосударственной организации полное право в выборе форм, систем и размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Пунктом 3 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь от 11.07.2011 №67 (далее – Рекомендации № 67) установлено, что системы и конкретные размеры оплаты труда работников, в том числе порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), могут устанавливаться нанимателем на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством (далее - ЛНПА), соглашения и трудового договора (контракта).

В соответствии с пунктом 8 Рекомендаций, Нанимателем на основании ЛНПА, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) работника:

  • на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
  • на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее - ТС);
  • без применения ЕТС (ТС).

Причем при формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС наниматель может:

  • осуществлять распределение работников организаций по тарифным разрядам ЕТС согласно приложению 1 к Рекомендациям № 67;
  • применять коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения) согласно приложению 2 к Рекомендациям № 67;
  • определять тарифные ставки (оклады) работников путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения;
  • определять сдельные расценки исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 2 к Рекомендациям №67;
  • устанавливать работникам с учетом финансового состояния организации повышение их тарифных ставок (окладов) или сдельных расценок до 300 процентов включительно.

При этом определяются порядок, размеры и условия установления указанного повышения, например:

  • тарифных ставок (окладов) - в зависимости от наличия присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, применения производной профессии (должности) "старший", сложности и характера выполняемых работ и трудовых функций, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации и по другим основаниям;
  • сдельных расценок - в зависимости от уровня выполнения норм труда, их напряженности и прогрессивности, сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов;
  • исчислять повышения, предусмотренные подпунктом 9.5 пункта 9 Рекомендаций №67, иными нормативными правовыми актами, от тарифных ставок (окладов) с учетом коэффициента повышения при его применении или расценок по каждому основанию отдельно и суммировать их с ними, образуя окончательный размер сдельных расценок, тарифных ставок (окладов) (п. 9 Рекомендаций №67).

При формировании системы оплаты труда на основе ТС наниматель может устанавливать:

  • распределение работников по тарифным разрядам ТС либо ЕТС;
  • размеры повышения тарифных ставок (окладов) либо сдельных расценок работников;
  • порядок исчисления тарифных ставок (окладов);
  • порядок тарификации отдельных должностей руководителей и специалистов.

При этом наниматель может руководствоваться пунктами 6, 9, 12 - 15 настоящих Рекомендаций (п. 10 Рекомендаций № 67).

При определении размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем:

  • в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
  • в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;
  • путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);
  • с использованием системы оплаты труда работников на основе оценки сложности труда (грейдирования); иных систем оплаты труда работников, разработанных специалистами организации или предложенных организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере; передового международного опыта.

Наниматель может предусматривать в трудовых договорах (контрактах) работников персональные условия оплаты труда (п.11 Рекомендаций).

Порядок формирования гибких систем оплаты труда определен Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 N 104.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2 Указа N 181 гибкая система оплаты труда работников в коммерческих организациях должна максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход.

Таким образом, наниматель самостоятельно в локальном нормативном правовом акте имеет право определять порядок дифференциации размеров оплаты труда, в том числе тарифной части заработной платы работников.

Размеры заработной платы (в том числе ее тарифная часть) могут устанавливаться применительно к категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) и в то же время зависеть от сложности, количества, качества труда конкретного работника. Для одинаковых по наименованию должностей специалистов наниматель вправе установить условия оплаты труда таким образом, с учетом сложности и содержания должностных обязанностей. В зависимости от этого в локальном нормативном правовом акте могут быть предусмотрены различные размеры оплаты труда, в том числе порядок формирования тарифной части заработной платы, начисление премий, надбавок и других выплат по указанным работникам.

В соответствии с Рекомендаций №104, Рекомендаций №67 при применении системы оплаты труда на основе тарифной сетки (далее - ТС), параметры которой устанавливаются организацией , распределение профессий и должностей работников по разрядам ТС утверждается в локальном нормативном правовом акте разрабатываемом самостоятельно на предприятии.

При этом с учетом норм законодательства о труде параметры ТС (система тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов) должны обеспечить распределение в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников.

( 40 мнений )