Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к нормам завода-изготовителя и к нормам, установленным руководителем организации |
27.01.2020 12:29, 6945 просмотров | |
Допустимо ли при списании топлива и исчислении налога на прибыль применять повышения (понижения) к нормам завода-изготовителя и к нормам, установленным руководителем организации, которые предусмотрены в Инструкции № 141 для линейных норм? Ответ Многие проблемы, связанные с нормами расхода на топливо, которые были разработаны БелНИИТ «Транстехника» по заявкам организаций, возникли в 2019 году. До 2019 года организации, для которых БелНИИТ «Транстехника» разрабатывала нормы расхода топлива, могли использовать эти рекомендуемые нормы и их не считали сверхнормативными. Пунктом 1.2 статьи 171 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Следовательно, для определения размера затрат на оплату стоимости топлива для целей исчисления налога на прибыль следует исходить из того, какая норма является установленной в соответствии с законодательством. В данный момент имеются Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс) об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности: от 20.01.2016 № 1; от 06.01.2012 № 3; от 01.08.2019 № 44; от 14.11.2019 № 50; от 23.12.2019 № 54. Постановления № 44, № 50 и Постановление № 54 вступили в силу после официального опубликования и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г. Все вышеуказанные постановления являются действующими и не отменяют действие друг друга. Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования в области транспортной деятельности, разработанные БелНИИТ «Транстехника» и еще не утвержденные постановлениями Минтранса в настоящее время, будут учтены при подготовке последующих постановлений Минтранса по установлению норм расхода топлива в области транспортной деятельности. Затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» с 01.01.2020 года. Постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 утверждена «Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» (далее – Инструкция № 141). Есть вопросы по применению нормы расхода топлива завода-изготовителя. Интересуют ситуации, при которых нормы расхода топлива на автомобиль установлены, например, Постановлением Минтранса № 44 и они отличаются от норм, рекомендованных БелНИИТ «Транстехника» в сторону уменьшения или увеличения. Разъяснение вопросов, касающихся применения положений Инструкции № 141 находится в компетенции Минтранса. Ассоциация налогоплательщиков направило письмо от 16.09.2019 № 156 «О применении Постановления Минтранса № 44» в Минтранс и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС РБ) в котором изложила конкретные вопросы, связанные с нормированием топлива. МНС РБ ответило письмом от 01.10.2019 № 2-2-10/Ас-0151 «О нормировании затрат на топливо». Минтранс ответил письмом от 27.09.2019 № 08-05/8680 «О разъяснении норм законодательства». На вопрос о применении норм завода-изготовителя по городу, вне города и при смешанном цикле поездок получен следующий ответ: «когда в инструкции по эксплуатации механического транспортного средства приведены три величины нормы расхода топлива (городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл) в качестве временной нормы расхода топлива допускается применять при движении по городу норму расхода топлива в городском цикле, при движении за пределами населенного пункта - в загородном цикле». При эксплуатации механических транспортных средств по истечении шестимесячного срока в отсутствие при этом норм расхода, утвержденных в установленном порядке, и наличии норм расхода, установленных заводом-изготовителем, в 2019 году для целей налогообложения можно руководствоваться нормами завода-изготовителя до момента утверждения норм расхода нормативным правовым актом в установленном порядке (Письмо МНС от 01.10.2019 N 2-2-10/Ас-01513, пп. 1.2 п.1 ст. 171 НК). Нормы, устанавливаемые руководителем в отсутствие норм Минтранса и норм завода-изготовителя можно применять не более 6 месяцев (п.7 Инструкции № 141). Возникает ли обязанность корректировать нормируемый расход топлива за 2017-2019 годы и вносить изменения в налоговые декларации, если организация пересчитает расходы по списанию топлива за эти периоды исходя из новых норм, установленных Постановлениями Минтранса в 2019 году (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) и возникает ли в данном случае обязанность по уплате пени при уменьшении установленных законодательством норм? Для получения ответа на эти вопросы рекомендуем обратиться в МНС РБ и Минтранс за адресным ответом. Согласно пункту 3 Инструкции № 141 временная норма расхода топлива - это объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в инструкции по эксплуатации. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля применяются понижения и (или) повышения норм расхода топлива. Законодательно установлены предельные максимальные значения таких повышений (понижений). Повышение (понижение) норм расхода утверждаются приказом руководителя организации (п. 5 Инструкции № 141). Отдельные повышения применяются только к линейным нормам расхода топлива (подп. 10.1 - 10.5, 10.8, 10.9, 10.14 п. 10, (п. 14 Инструкции № 141). Некоторые повышения допустимо применять и к нормам, установленным заводом-изготовителем или руководителем. Это повышения, установленные подп. 10.6, 10.7, 10.10 - 10.13, 10.15, 10.17 п. 10 Инструкции № 141. Основания для понижения предусмотрены п. 12 и 13 Инструкции № 141, они применяются только к линейным нормам (п. 14 Инструкции № 141). В целях налогообложения затраты на оплату топлива, израсходованного в пределах норм, учитываются с учетом повышений (понижений), дополнительного расхода, применяемых к линейной норме или нормам, установленным заводом-изготовителем или руководителем (ч. 6 подп. 2.2 п. 2 письма № 2-2-10/00460). |